БОГО-ОБРАЗ


БОГО-ОБРАЗ
(God-image; Gottbild) — понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть воплощена в человеческой душе.В отличие от теологов и многих христиан Юнг говорит не о Боге, а об образе Бога, и тем самым хочет пояснить, что все, что говорится от имени Бога, является разновидностью человеческой речи и психологическими высказываниями. «Образ Бога, который у нас есть или который мы себе творим, никогда не может быть отделен от человека», — отвечал он на критику Мартина Бубера. Занимаясь в области глубинной психологии образом Бога, мы сталкиваемся не с Богом, а с образами, представлениями и проекциями человека.Когда такой образ спонтанно образуется в фантазиях, сне, видениях и т. д., то он является с психологической точки зрения явлением самости, символом психологической целостности:«Только через психическое бытие мы можем установить, что Бог влияет на нас, но при этом мы не способны распознать: исходят ли эти влияния от Бога или из бессознательного. Мы не можем сказать: являются ли Бог и бессознательное двумя различными сущностями или нет. Оба понятия являются пограничными для трансцендентного содержания. Но эмпирически можно установить с достаточной степенью вероятности, что в бессознательном имеется архетип целое! нести, который проявляет себя спонтанно в снах и т. п., и тенденция, зависящая от сознательного желания соотносить другие архетипы с этим центральным. Поэтому не кажется невероятным, что архетип воссоздает символизацию, которая всегда символизирует и выражает Божество<...> Бого-образ не совпадает с бессознательным как таковым, но лишь со специфическим содержанием последнего, а именно — архетипом Самости» (CW 11, par. 757).«Бого-образ можно объяснить как рефлексию Самости или соответственно объяснить Самость как божественный образ в человеке» (там же, par. 282).

Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К. . 2002.

Смотреть что такое "БОГО-ОБРАЗ" в других словарях:

  • ОБРАЗ БОГА — см. Бого Образ …   Словарь по аналитической психологии

  • АПОКАТАСТАСИС — [греч. ἀποκατάστασις восстановление, возвращение, завершение], в христианстве наименование учения о всеобщем спасении (букв. восстановлении) грешников (людей и даже демонов), не принятого Церковью. Это наименование появилось в результате смешения …   Православная энциклопедия

  • СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич — (16(28).01.1853, Москва 31.07(13.08).1900, с. Узкое, ныне в черте Москвы)    философ, поэт, публицист, литературный критик. Сын историка и проф. Московского ун та С. М. Соловьева. По окончании гимназии в 1869 г. С. поступил на естественный ф т… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СОЛОВЬЕВ — Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун та и автора 29 томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879) …   Философская энциклопедия

  • БЕРДЯЕВ Николай Александрович — Николай Александрович (6.03.1874, Киев 24.03.1948, Кламар, под Парижем), философ, публицист, общественный деятель. Происходил из старинного дворянского рода: отец, А. М. Бердяев, и мать, А. С. Бердяева (урожденная кнж. Кудашева), принадлежали к… …   Православная энциклопедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия

  • СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич — (16(28).01. 1853, Москва 31.07(13.08). 1900, с. Узкое, ныне в черте Москвы) философ, поэт, публицист, литературный критик. Сын историка и проф. Московского ун та С. М. Соловьева. По окончании гимназии в 1869 г. С. поступил на естественный ф т… …   Русская философия: словарь

  • БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО — важнейший термин и центральная тема рус. религ. философии кон. XIX сер. XX в.; в трудах отцов и учителей Церкви, в правосл. богословии и церковной лит ре этот термин не употребляется самостоятельно, вне отношения к Богочеловеку (см. Иисус… …   Православная энциклопедия

  • ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… …   Православная энциклопедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — Борис Петрович (3.10.1877, Москва 5.10.1954, Женева), рус. философ. В 1899 г. окончил юридический фак т Московского ун та, занимался адвокатурой. В 1902 г. вошел в кружок П. И. Новгородцева. После сдачи магистерских экзаменов был направлен на 2… …   Православная энциклопедия